Талант ни при чём

Прочитал прикольную интерпретацию того, что мы привыкли называть талантом. Раньше я думал, что у некоторых ребят есть какой-то особый талант, и если кому-то суждено быть хорошим плотником/программистом/пианистом – то, попав в нужную среду и профессию, человек будет показывать результаты на голову лучше окружающих.

Исследования о том, почему какие-то люди перформят лучше (иногда — гораздо лучше) других, показывают, что я ошибался. Предрасположенность и правда играет какую-то свою незначительную роль. Но, как выясняется, самое главное — это рутинный труд.

Монотонный и скучный труд — залог успеха

Психологи, исследующие талант и феномен «гения», приехали в Академию музыки в Берлине в конце 90ых годов. Они разбили всех скрипачей на несколько групп: в первую вошли звёзды, потенциальные солисты мирового класса. Во вторую — чуть менее крутые, но очень перспективные ребята. В третью — середнячки с посредственными успехами. Всем участникам задали один вопрос: сколько часов вы практиковались с того момента, как впервые взяли скрипку в руки и до сегодняшнего дня?

Почти все студенты начали играть в одном возрасте, в районе пяти лет, и первые пять лет дети занимались примерно одинаково, около двух-трех часов в неделю. Но лет с восьми стали проявляться различия. Лучшие студенты из первой группы работали гораздо больше остальных: год к году они постоянно увеличивали количество часов для практики. К девяти годам по шесть часов в неделю, к четырнадцати — по шестнадцать. А с двадцати многие из них выбрали музыку как профессию и тренировались уже более, чем по тридцать часов в неделю. К двадцати годам у лучших студентов набиралось 10 000 часов занятий, у второй группы было в районе 8000, а у середняков — не более 4000.

Прикольно, что эти же цифры впоследствии подтверждены в том же исследовании, но уже на основе анализа пианистов. Ну и, экстраполируя данные, стало понятно, что это работает на абсолютно любой активности. Само исследование можно почитать здесь.

В книге Talent is Overrated есть прикольный разбор успехов настоящих «вершителей» современного мира с точки зрения часов рутинных практик. Принято считать Стива Джобса, Илона Маска и Билла Гейтса гениями, чей успех обычно объясняется их невероятным талантом. Но, например, Гейтс начал увлекаться компьютерами с детства, а свои первые программы он писал еще в 13 лет. Еще до Майкрософта он придумал решение для анализа данных о траффике в городах, но в тот момент оно оказалась никому не нужно. А уже после окончания Гарварда, он оказался на пике удивительной компьютерной революции, имея в багаже уникальные для своего возраста (по тем временам) часы накопленной практики.

Как не застрять на плато и сдвинуться с мертвой точки

И тем не менее, тупое набивание часов практики не приведёт ни к какому прогрессу. Посмотрите вокруг. Там полно людей, которые годами танцуют, пишут код, играют на музыкальных инструментах, но вообще не двигаются вперёд. Когда-то давно они достигли определённого уровня, и до сих пор сидят на том же самом плато. Многим такая позиция, кстати, может вполне подходить — никакого осуждения!

Geoffrey Colvin говорит, что рутинная практика, которая приносит прогресс, не должна быть фаном. Это должна быть осознанная проработка какого-то конкретного навыка, чтобы закрыть слепую зону. И с этим сразу две проблемы:

  • нужно правильно осознавать слепые зоны, что иногда довольно сложно сделать в одиночку
  • нужно правильно рассчитывать степень нагрузки и конкретное место приложения усилий.

Круг комфорта — чистый кайф, но сидение в нем ни к чему не приводит. Двигаясь вперед, мы испытываем настоящий стресс и челлендж, но неотвратимо становимся лучше, да еще и раздвигаем собственную зону комфорта.

Learning cycle — то место, где нужно оказываться для прогресса

Условия, которым должна соответствовать такая преднамеренная практика

  • задизайнена чтобы улучшить что-то конкретное
  • можно повторить много-много раз
  • можно собрать фидбек
  • для выполнения нужно много ментальных усилий
  • она не прикольная. Обычно в такие моменты мы делаем то, что у нас не получается, и чаще всего себя приходится перебарывать.

Итоги количественных исследований говорят нам, что чтобы стать настоящим профессионалом какого-то дела, экспертом мирового класса, нужно инвестировать в такой вид практик не менее 10000 часов. Примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время.

Похоже, талант, успех и великие открытия — это не то, что уготовлено каким-то определенным людям. Оно вполне доступно каждому. Главное — нащупать что и как делать.